Что заставляет болеть? Причины психосоматических реакций. Психосоматика изжога причины


причины и лечение, таблица расстройств

Этиология возникновения различных заболеваний интересовала людей с глубокой древности. Греческая философия породила мысль о влиянии души на тело,и в дальнейшем теория взаимосвязи психического и физического уровней переросла в отдельную медицинскую отрасль, объединившую представителей двух различных профессий и получившую название «Психосоматика».

Девушка

Определение психосоматики

Психосоматика (в переводе с древнегреческого «психо»–душа, «сома»–тело) – это направление, в рамках которого исследуется воздействие психических расстройств личности на ее телесное состояние. В более узком смысле эта концепция основывается на том, что болезни тела расцениваются лишь как следствия болезней души.

Таким образом, психологи совместно с врачами общего профиля изучают различные диагнозы через призму сопутствующих психологических отклонений и, работая над восстановлением душевной сферы, заодно устраняют последствия в виде нарушений в физической сфере

Причины психосоматических заболеваний

Эта тема привлекла внимание самого Зигмунда Фрейда. Изучая психосоматику, он развил теорию о бессознательном и механизмах вытеснения, причем последние играют решающую роль в формировании соматических реакций.

Позднее американский психолог Лесли Лекрон создал классификацию, описывающую основные причины возникновения подобных явлений:

  1. Внутренний конфликт

Это происходит, когда приходится выбирать между двумя вариантами, принимая важное решение. На мучительно обдумывание тратится много энергии и это вызывает стресс.

Выражаясь профессиональным языком, речь идет о борьбе осознанных мыслей или желаний с бессознательными, о выборе между тем, что правильно и тем, что хочется. Предпочитая одно другому, приходится чем-то поступиться и чувство вины начинает «съедать изнутри».

Пример:

Голова девушкиКаждый раз, когда Катя приходила в школу, у нее начинала подниматься температура. Родителям приходилось забирать ее оттуда и вести к врачу, который не находил никаких признаков болезни.

Наконец, родители Кати решили обратиться к психологу, который разъяснил им, что девочку обижают одноклассники и каждый поход в школу для нее сильнейший стресс.

Катя осознавала, что не может отказаться посещать школу, при этом, не отдавая себе отчета, всячески сопротивлялась тому, чтобы снова попасть в психотравмирующую ситуацию.

Что делать:

Необходимо выяснить с какими повторяющимися событиями связано появление соматической реакции и попытаться устранить причину пагубного влияния этих событий на психику.

  1. Органическая речь

В разговорной речи широко употребляются устойчивые обороты, отражающие эмоциональное отношение к текущему событию, в виде сопоставлений с собственным телом.Частоподобныенеосознаваемые отождествления даром не проходят. Подсознание воспринимает их как внушение, и упоминаемые признаки начинают проявлять себя во всей красе.

Пример:

«У меня на тебя аллергия», «Ты разрываешь мне сердце», «У меня связаны руки», «Он сел мне на шею», «У меня ноги отваливаются от усталости», «Ты у меня уже вот где», «Вдарим по печени», «Я не могу свободно вздохнуть», «Я сейчас взорвусь», «Голова идет кругом».

Что делать:

В подобном примере решение практически лежит на поверхности.Следует уделить тому, на что или на кого направлена эмоциональная реакция и найти менее вредоносный метод выражения своих чувств.

  1. Мотивация

Внезапное появление симптомов, не обусловленных конкретным телесным недугом, в данном случае связано с безотчетными попытками удовлетворить некую внутреннюю потребность и вывести организм из стресса.

Пример:

У подростка наблюдались постоянные головные боли в течение нескольких месяцев. Родители, наконец,отвели Сашу к врачу, который провел тщательное обследование и, не обнаружив, никаких органических отклонений, посоветовал обратиться к психологу.

Во время беседы со специалистом выяснилось, что родители Саши крайне занятые люди, которые уделяют почти все свое время работе и застают сына лишь спящим. Недостаток родительского внимания вызвал стресс, который спровоцировал возникновение соматической реакции.

Что делать:

Обнаружить глубоко скрытую мотивацию, то есть вывести мотивы на уровень сознания. Затем стоит скорректировать психологические механизмы достижения цели.

  1. Болезненный опыт прошлого

Детскому возрасту свойственна повышенная внушаемость и незащищенность от психических потрясений. Неумелая обработка, а порой и подавление эмоциональных переживаний, связанных с травмой, неизбежно влечет за собой проблемы в будущем.

Пример:

Мальчик надувает мыльные пузыриПетя заикался еще с раннего детства, хотя это не было врожденным дефектом.

Когда проблемы с речью начали доставлять неприятности на работе и общении с противоположным полом, молодой человек решил обратиться к специалисту по коррекции речи, однако, занятия результатов не дали.

Петя отправился к психологу, который постарался разобраться с какого момента пациент начал заикаться. В ходе терапевтических бесед Петя рассказал, что возникновению отклонения предшествовала смерть горячо любимой бабушки. Мальчику не посчастливилось застать последние часы близкого человека, которые проходили в непередаваемых муках.

Что делать:

Сбросить груз с плеч: вспомнить свои ощущения, испытать давнюю боль заново, выплеснуть эмоции, которые связаны с травмирующими событиями.

  1. Идентификация

Детская игра в «подражательство» зачастую отражает бессознательное стремление ребенка выразить свою любовь к родителям. Взрослые добавляют масла в огонь, разбрасываясь случайными фразами: «ты вылитая мать».

Пример:

Алина полнела безо всякой причины. Диеты, спортзал уже давно стали привычными вещами, однако, сбросить вес не удавалось. Рекомендации диетолога ничего не дали, гормональных нарушений также выявлено не было.

У Алины началась депрессия, и она отправилась к психологу, которому сообщила, что невозможность сбросить вес выводит ее из равновесия, однако, с генетикой не сладишь, ведь ее мать была очень тучной женщиной. Никаких отклонений в общении с матерью не наблюдалось, напротив, Алина была сильно привязана к матери и долго не могла оправиться от ее потери.

Что делать:

Психологическая зависимость от объекта своей привязанности уже не новость, однако, неосознанное желание быть на него похожим, приводит к непредсказуемым последствиям. Организм может воспринять это как сигнал к действию и пробовать удовлетворить безотчетную цель доступными ему механизмами.

Следует вновь вывести психологическую подоплеку проблемы из сферы бессознательного. Затем внушить, что любовь к близким не должна пересекаться с самоидентификацией и существуют более здоровые способы беречь их образ в памяти.

  1. Эффект внушения

Внушение – чрезвычайно полезный инструмент, без него было бы невозможно познание и запоминание информации. Многократные внушения способны довести действия человека до автоматизма, чем неумело пользуются некоторые родители во время процесса воспитания детей.

В стрессовой обстановке мозг функционирует как губка и пытается вобрать в себя как можно больше информации об окружающей действительности, даже невзначай оброненная фраза может подействовать как внушение и зафиксироваться в подсознании в качестве устойчивого механизма.

Пример:

Максим долгие годы страдал хроническим заболеванием. К счастью, получив степень по психологии, молодой человек смог применить полученные навыки на себе и с помощью расспросов родителей о своем детстве выяснить, что в возрасте 2 лет он тяжело болел и едва не отправился на тот свет.

Пришедший врач констатировал, что жить ему осталось недолго, обронив фразу: «Это у него не пройдет». Несмотря на то, что Максиму удалось поправиться, хронические симптомы периодически давали о себе знать, причиняя мужчине большое количество неудобств.

Он осознал, что организм, истощенный болезнью, пытался запечатлеть любую информацию и в результате «записал» случайную реплику, сформировав из нее внушение.

Что делать:

Как только механизм запуска соматического симптома выявлен, следует внушить себе, что поскольку источник проблемы найден, этот признак больше не нужен организму (сигнал усвоен).

  1. Мазохизм или самонаказание

Чувство вины знакомо каждому человеку. Даже самый отъявленный грешник способен сожалеть о своих поступках. Однако, неспособность справиться с этим чувством (что, как правило, связано с детским возрастом) превращается в патологию – бессознательный шаблон, заставляющий снова и снова наказывать себя за произошедшее.

Пример:

Сверстники смеются над девушкойМария, женщина удивительной красоты, обратилась к психологу с жалобами на проблемы с мужем.

Имея большое количество поклонников, она неудачно вышла замуж, при этом не находила в себе сил разорвать отношения с плохим мужем.

Мария также рассказала, что постоянно болеет, оступается, ударяется обо что-нибудь, умудряется поскользнуться на ровном месте. При обсуждении детских воспоминаний психолог обнаружил, что мать девушки была законченной садисткой. Критика, насмешки, побои – составляли обычный арсенал воспитания, девочка росла запуганной и подавленной.

Что делать:

Если постоянно критиковать ребенка, он в конце концов уверится в своей никчемности и пронесет с собой это знание в подсознании через всю жизнь. После осмысления проблемы, подсознанию потребуется время «сбить настройки» и вскоре патология исчезнет.

Взаимосвязь психики и соматики

  • Память человека не в состоянии хранить абсолютно все события до мельчайших деталей. Потому воспоминания о детстве часто довольно туманны.
  • Бессознательное или подсознание содержит в себе всю жизнь человека, начиная с появления на свет. Поэтому во снах, на которые подсознание имеет абсолютную монополию, человеку могут являться давно забытые знакомые или вовсе незнакомые, как ему кажется, люди.
  • Бессознательное обладает почти безграничным могуществом, по мнению многих теоретиков психологии, оно ответственно практически за все процессы, происходящие в организме.
  • Тем не менее важнейшая функция подсознания – защитная. Оно не дает наиболее травмирующим воспоминаниям и связанными с ними чувствами прорваться в сознание и причинить человеку боль.Даже страшно вообразить ситуацию, в которой люди были бы вынуждены ежесекундно переживать все минувшие потрясения.
  • Тем не менее неизжитые чувства никуда не деваются, они постепенно превращаются в фобии, неврозы, психозы,и другие отклонения.И вот тогда бессознательное находит единственно верный способ просигнализировать, что что-то пошло не так, запуская разрушительные процессы в человеческом организме.

Сводная таблица по самым частым психосоматическим заболеваниям

Соматическое заболевание Психологическая причина
Аденоиды Проблема с аденоидами в основном возникает в детском возрасте и может быть следствиям того, что ребенок чувствует себя нежеланным.
Аллергия Протест, который не находит выражения.
Анемия Невозможность радоваться жизни.
Артрит Повышенная самокритичность, сочетающаяся с дефицитом внимания от близких людей.
Астма Астма чаще всего возникает у детей с повышенной тревожностью, страхом перед жизнью.
Атеросклероз Напряжение, подавленность, отсутствие желания радоваться жизни.
Бронхит Постоянные скандалы в семье.
Варикозное расширение вен Постоянная тревожность, перегруженность проблемами.
Вегето-сосудистая дистония Заниженная самооценка, большое количество фобий.
Воспалительные процессы Гнев, ярость, страх – которые не находят выхода.
Геморрой Подавленные эмоции, которые копятся и не находят выхода.
Герпес Невозможность разобраться с противоречиями.
Гипертония, или гипертензия (повышенное давление) Потребность быть всеми любимыми, погоня за общественным мнением. Потребность брать на себя слишком много.
Гипотония, или гипотензия (пониженное давление) Отчаяние, безнадежность, неуверенность в себе и в будущем.
Гипогликемия (понижение содержания глюкозы в крови) Напряженность из-за большого количества проблем.
Глаза Гнев на то, что предстает глазам. Потребность в изменении окружающего мира.
Головные боли. Комплекс неполноценности, зажатость, боязнь быть униженными.
Горло Неспособность себя защитить или высказать свои мысли. «Проглоченный гнев».
Диабет Большое количество претензий к окружающей действительности, неумение радоваться жизни и отказ от наслаждений.
Дыхание: проблемы Боязнь перемен.
Желудочные болезни Подавление и игнорирование переживаний. Желание опереться на близких сочетается с боязнью продемонстрировать свою незащищенность.
Женские болезни Неприятие себя. Мысли о том, что все связанное с сексом греховно. Неуверенность в своей женственности.
Запах изо рта. Запах тела Страх перед другими, неприятие себя.
Запор Склонность драматизировать события, увязание в прошлом.
Зубы: болезни Нерешительность, боязнь неудачи.
Изжога Подавленная агрессия.
Импотенция Страхи, связанные с партнером, проблемы на работе.
Инфекционные заболевания. Слабость иммунитета Нелюбовь к себе, неизжитые переживания.

 

Искривление позвоночника Недоверие к жизни, неспособность выразить себя.
Кишечник: проблемы Неумение избавляться от ненужного.

 

Кожа: болезни Страх быть обиженным или униженным.

 

Кости: проблемы Заниженная самооценка. Самоидентификация только с точки зрения любви окружающих.
Кровь: заболевания Неспособность прислушиваться к себе и реализовывать свои желания.
Метеоризм Зажатость, беспокойство о будущем. Болезненные переживания.
Насморк Вытесненная жалость к себе.
Ожирение Душевный разлад, потребность в защите и понимании.
Печень: заболевания Подавление гнева.
Почки: болезни Боязнь критики и неудач. Склонность к зависти или идеализации других.
Рак. Онкологические болезни Глубокие обиды, потрясения, чувство вины – которые «съедают» изнутри. Такие люди ставят интересы других выше собственных, подавляют темную сторону своей личности, дают выход лишь светлым эмоциям.
Сердце: болезни сердечно-сосудистой системы Черствость, жесткость, дефицит радости. Замкнутость, недостаток внимания и любви.
Спина Страх, связанный с потерей денег.
Угри (прыщи) Неприятие себя и подсознательное желание оттолкнуть других.
Целлюлит (воспаление подкожной клетчатки) Самонаказание.
Цистит (болезнь мочевого пузыря) Тревожность, гнев на других из-за не оправданных надежд.
Щитовидная железа: болезни Бешеный темп жизни, невозможность заниматься любимыми делами.

Лечение

  • Прежде всего нужно найти скрытый источник проблемы. Порой подсознание ставит такой мощный блок на психо-травмирующие события, что без помощи специалиста не обойтись.
  • Стоит осознать, какие события послужили причиной патологии и по возможности устранить возможность их повторения. Или же подобрать способ, с помощью которого ущерб от события нивелируется.
  • Имеет смысл как можно чаще повторять про себя фразу, смысл которой будет сводиться к тому, что причина осознана и в соматическом симптоме больше нет необходимости. Подсознание усвоит сигнал.
  • Не ждите слишком быстрого результата. Дайте подсознанию «перезагрузиться» и присвоить событию, послужившему источником патологии, ярлык «обезврежено».

prosustavi.com

Психосоматика – причины возникновения | Психосома

О том, что на тело (сому) влияет душа, говорили во времена древней Греции. «Psyche» (душа) и «soma» (тело) – эти два греческие слова образовали такое понятие, как «психосоматика».

Человек может быть и чувствовать себя здоровым, когда существует полное гармоничное взаимодействие и взаимосуществование души и тела.

Зигмунд Фрейд и Франц Александер писали, что «невысказанные, подавленные, загнанные вглубь эмоции рано или поздно находят выход в теле, порождая неизлечимые болезни».

Как влияют психологические факторы на появление и протекание соматических болезней (внутренних органов и систем)? Психосоматическое направление в медицине отвечает на этот вопрос, подчеркивая и утверждая, что психическое (психологическое) состояние теснейшим образом связано с соматическим/физическим состоянием человека.

По данным статистики у 15% – 50% жителей составляет частота возникновения психосоматических расстройств, а в медицинской практике эти цифры еще увеличиваются – от 30 до 57%. У трети обратившихся за помощью при обследовании находят невротическую и неврозоподобную симптоматику, которую трактуют, как психические расстройства пограничного круга.

Соматическое состояние и психическая деятельность человека влияют и взаимодействуют друг с другом.

Когда психические расстройства окрашиваются соматическими симптомами (соматизация), т.е. при психических заболеваниях наблюдаются псевдосоматические симптомы. Такие болезни называют психосоматическими.

Психосоматические заболевания

Психосоматические заболевания («психосоматозы») – это болезни, когда имеющаяся психотравма способствует их появлению и протеканию. К ним относятся такие заболевания, как красный плоский лишай, экзема, нейродермит, атопический дерматит, бронхиальная астма, псориаз, неспецифический язвенный колит и др.).

Эти заболевания могут дебютировать или давать обострение в условиях психотравмирующих ситуаций. В исследованиях доказано, что стрессовая ситуация или событие, а также сам стресс, как реакция организма, действуют на неспецифические механизмы нейрогуморальной регуляции организма.

Что происходит? С одной стороны – это утяжеляет протекание соматических заболеваний, с другой – определяет предрасположенность человека к заболеванию, его устойчивость и внутренние компенсаторные силы/механизмы.

Соматизированные расстройства

В этих случаях «соматические» симптомы не характерны для какого-то определенного соматического заболевания. Также необходимые, а также не нужные (по требованию самого больного) множественные лабораторные и инструментальные обследования не доказывают существование заболевания внутренних органов и систем.

Эти пациенты жалуются на различные по интенсивности «изнуряющие» и «непереносимые» боли, которые имеют определенную локализацию, четкую проекцию по отношению к отдельным органам, а также сопровождаются вегетативной симптоматикой (хроническое соматоформное болевое расстройство). Здесь необходимо напомнить о маскированных депрессиях, одной из масок которых является болевые ощущения, которые возникают в результате нарушения нейромедиации и, как результат, происходит снижение порога болевой чувствительности, а больные чувствуют подпороговые боли.

Также у этих болеющих могут проявляться «сбои» в работе внутренних систем и органов. Могут также наблюдаться нарушения вегетативных функций: вагоинсулярные, симпатоадреналовые кризы. Эти состояния нередко могут имитировать ургентные, которые требуют немедленной помощи, хотя на самом деле соматической патологии за этими жалобами нет.

Поэтому эти пациенты часто занимаются поисками «того врача, который поможет», так как не удовлетворены данными предшествующих многократных обследований. Они игнорируют советы врачей невропатологов, терапевтов обратиться за помощью к психиатрам, так как боятся, что их признают сумасшедшими.

Со временем эти больные становятся «ипохондриками», и их жизнь проходит в болезненных переживаниях и ощущениях, в своем мире «болезни». Это всегда несет за собой подсознательную выгоду, когда нужно снять ответственность и добиться жалости со стороны других. Они могут стать социально дезадаптированными, прекратить профессиональную деятельность, утратить как трудовые, так и бытовые навыки. При этом эмоционально-волевое и интеллектуально-мнестическое снижение личности отсутствует.

Но выход есть! Обязательно и необходимо использовать взаимодействие врачей общесоматического профиля (терапевтов, невропатологов, гастроэнтерологов, кардиологов) и психиатров, психотерапевтов. Только совместными усилиями они смогут качественно помочь справиться с проблемами и ресоциализировать больного.

Психотерапевтические методики научат больного по-другому взглянуть на собственные «беды» и увидеть возможность победить их. А лекарственные препараты должны обладать мизерными побочными действиями, которые не смогут дополнительно нарушить функции внутренних органов, ухудшая существующую на самом деле соматическую патологию.

psyhosoma.com

Что заставляет болеть? Причины психосоматических реакций

 

 

 

Вы приходите к врачу, потому что у Вас что-то болит. Это может быть какой-то определенный орган, а может быть Вас изводит целый букет разнообразных симптомов. Хороший доктор сделает все возможные обследования, чтобы исключить сначала распространенные, а потом и редкие заболевания. Конечно, у Вас что-то найдут, ведь, как известно, нет людей здоровых, есть недообследованные.

 

Но иногда доктор разводит руками и говорит, что не может помочь. Что Вам нужно идти к психологу или психотерапевту, потому что Ваше заболевание - психосоматическое.

 

Иногда это известие может вызвать негодование: почему он не хочет меня лечить?! Что за дурацкая идея насчет психолога?!

 

Но, возможно, Вы уже догадывались о психологической природе своих болей или дискомфорта, проводя параллели между началом или обострениями симптомов и определенными событиями и эмоциями в Вашей жизни.

 

Попробуем разобраться в том, что такое психосоматика, какие телесные реакции могут быть брать начало в психологических проблемах, и каким образом они могут перерастать в психосоматические заболевания.

 

Термин «психосоматическое» берет начало от двух греческих слов: ψυχή (рsyche, душа) и σῶμα (soma, тело). Существует глубокая связь между процессами, происходящими в нашем теле и в нашей душе. Самые простые примеры показывают связь психики и тела:

 

 

  • Студент идет на важный экзамен и случайно на улице встречает девушку, которая ему нравится. Совершенно непроизвольно его лицо заливается краской смущения.
  • Он заходит в институт и его сердце начинает биться чаще - скоро час "Х". Надо срочно в туалет - от волнения начинается "медвежья болезнь" - понос.
  • Теперь он в аудитории. Время тянуть билет. Он настолько волнуется, что сердце пытается выскочить из груди.
  • И вот он идет отвечать. Страх так силен, что дыхание становится прерывистым, ему трудно говорить, ладони становятся мокрыми.
  • Несколько часов студент проводит в ожидании оценки. Он не может есть, "кусок не лезет в горло". Его тошнит.
  • Оценка хорошая, наш парень доволен собой. Он приходит домой и... не может расслабиться, от напряжения у него мучительно болит голова, он ложится спать.
  • На утро после экзамена он встает в отличном настроении и совершенно здоров.

 

 

Описанные реакции очень распространены, но, к счастью, чаще проявляются не все одновременно. Чем больше человек склонен реагировать телом на происходящее в его жизни, тем больше его шанс (в случае определенных психологических затруднений) столкнуться уже не с отдельными краткими симптомами, а с более долгим и болезненным процессом, который может перерастать в психосоматическое заболевание.

 

Интернет до отказа забит таблицами с перечислением психосоматических заболеваний и их толкований. Имеет смысл относиться к ним с определенной долей критики. Глупо (а главное - опасно) считать любые соматические (телесные) заболевания только проявлением психологических проблем. Крайне важно установить причину возникших симптомов и, если причина имеет органический характер, постараться ее устранить наиболее быстро и эффективно при помощи врача. Однако, как уже было сказано, иногда врачи не находят физических причин беспокоящих симптомов. И либо просто разводят руками, либо рекомендуют обращаться к психологу или психотерапевту.

 

Вот примерный список проблем, которые в некоторых случаях могут иметь психологическую природу:

 

 

  • головные боли, мигрени
  • боли в желудке (гастриты), проблемы с кишечником (поносы, запоры, несварения)
  • определеные проблемы с дыханием
  • тики, подергивания
  • мышечные спазмы и боли в животе, груди, тазовой области, конечностях
  • аллергии, некоторые кожные проблемы
  • некоторые гормональные проблемы, некоторые виды бесплодия
  • проблемы с потенцией, фригидность, вагинизм
  • ожирение или экстремально низкий вес (вызванные перееданием, булемией, анорексией)

 

 

Если диагноз ясен и причины симптомов поняты как психосоматические, это не значит, что можно махнуть на все рукой. Во-первых, болит-то по-настоящему. И симптомы портят существование, ограничивают Вас  или просто мешают наслаждаться жизнью. Во-вторых, боли психологического происхождения запускают в организме определенный механизм, который в будущем может привести к образованию психосоматических заболеваний, сопровождающихся настоящими соматическими симптомами (как, например, гастрит, вызванный психологическими причинами, может перерасти во вполне органическую язву).

 

Психолог или психотерапевт  помогает найти причины, которые привели к образованию беспокоящих физических проявлений, и разобраться с ними. Причины, приводящие к возникновению психосоматических реакций, можно сгруппировать в несколько основных групп (воспользуемся классификацией психолога Лесли ЛеКрона):

 

1. Конфликт

 

Иногда это может быть конфликт с определенным человеком. Но чаще к образованию психосоматического симптома приводит внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, а другая скрыта в бессознательном. Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями отнимает очень много энергии. Она может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает "партизанскую войну", признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.

 

Пример:

Ирина уехала из родного города, поступила в Университет в столице. Последние годы дома она страдала от легкой формы аллергии, но в Москве аллергия ее не беспокоила. Когда на летние каникулы к ней в гости приехала мама, симптомы аллергии опять появились. Возможно в этот момент в Москве что-то зацвело? На следующий год ситуация повторилась (опять злополучные цветы?). Подозрение о психосоматической природе этой аллергии появилось в момент, когда мама снова приехала, но, на этот раз в ноябре. И снова появилась аллергия. Мама уехала, а аллергия не прекратилась. Ирина обратилась сначала к аллергологу, а потом (когда причина аллергии не была найдена) к психологу.

 

В процессе психотерапии выявляются две противоположные тенденции. В данном примере это, с одной стороны, желание увидеть маму и пообщаться с ней, а также быть хорошей дочерью, а, с другой стороны, подавленное раздражение и злость, накопленная Ириной в конфликтных отношениях со своей мамой. На уровне сознания присутствовала лишь первая часть - внешне хорошие отношения. Вторая не осознавалась, выражаясь лишь в аллергических реакциях дома и во время приездов матери в Москву.

 

Задача психотерапии - сделать обе части осознанными и, далее, дать возможность этому конфликту разрешиться. Не будет конфликта - не будет симптома.

 

2. Язык тела

 

В нашей речи достаточно обыденны фразы, в которых используются обороты, связанные с телом. Ими мы образно описываем ситуации, в которых находимся.

 

Примеры: "он сел мне на шею", "она у меня в печенках сидит", "они не дают мне свободно вздохнуть", "это одна сплошная головная боль", "я его не перевариваю", "из-за этого у меня сердце не на месте", "у меня связаны руки", "сейчас я не могу идти вперед"...

 

В некоторых ситуациях мы сталкиваемся с тем, что наше тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из подобных фраз: болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта... В процессе психотерапии мы "переводим" язык тела на язык эмоций и ищем более эффективный (чем образование физического симптома) способ для разрешение ситуации, которая эти эмоции вызывает.

 

3. Мотивация

 

Другое название - "условная выгода".

 

К этой категории относятся такого рода проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Надо понимать, что образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он "обслуживает" какую-то определенную цель.

 

Пример:

Саша - ученик пятого класса. Завтра у него ответственная контрольная по математике. Он весь вечер готовился, но все-таки совсем не уверен, что напишет контрольную хорошо. На утро у него поднимается высокая температура, хотя никаких других симптомов нет. Мама решает оставить его дома. К вечеру температура проходит и на следующий день Саша идет в школу, по "счастливой случайности" избежав контрольной.

 

Когда симптомы, образовавшиеся вследствие такого механизма, сохраняются долгое время, они начинают существенно ограничивать жизнь человека. Но это уже происходит во всех областях жизни, а не только в той, ради избегания которой симптом возник. Поскольку он возникает совершенно бессознательно и причиняет совершенно реальные страдания, человек оказывается в своеобразной ловушке своего услужливого подсознания. Выход из этого состояния - определение мотивации для возникновения такого симптома.

 

4. Опыт прошлого

 

Иногда причиной болезни становится травматический опыт прошлого, чаще - тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает аффективно влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.

 

Пример:

За психотерапией обращается Олег, он испытывает боль в спине. У Олега отличная семья, хорошая работа. Сегодняшнюю жизнь омрачает лишь одно - больная спина. Обследования врачей не приносят результата - здоровый позвоночник, нормальный мышечный корсет... А спина болит. В ходе работы, хоть и не сразу, выясняется, что в детстве он подвергся серьезному насилию. Он оправился физически и очень старался забыть тот кошмар. Но тогда он так и не смог пережить этот опыт на эмоциональном уровне, все болезненные чувства по этому поводу остались как-будто изолированными от остальной жизни, как бы изъяты из нее. И вот теперь, когда в его жизни все наладилось, и он сам теперь взрослый, сильный человек, этот детский опыт неожиданно потребовал отдать ему дань...

 

Это такой случай, в котором "и помнить невозможно, и забыть не получается". В ходе психотерапии тут стоит две задачи: определить этот травмировавший опыт и суметь пережить и переработать его эмоционально, используя ресурсы повзрослевшего человека и помощь психотерапевта.

 

5. Идентификация

 

Симптом может образовываться вследствии идентификации  с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку.  Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. Есть страх его потерять или потеря фактически уже случилась.

 

Пример:

Виктор начал чувствовать боли в сердце после того, как его отец внезапно умер от инфаркта. Обследования у кардиологов не дали результата: органически все в порядке, отклонений в работе сердца не выявляется. Но сердце болит. В ходе работы с психологом становится ясно, что сердечная боль выражает тоску по отцу и помогает Виктору продолжать чувствовать внутреннюю связь с ним.

 

В работе с психологом в подобной ситуации необходимо определить источник идентификации и понять, какую роль выполняет боль. Важно, чтобы страдающий "заимствованным" симптомом человек укрепился в понимании себя, как отдельного субъекта, смог справиться с потерей (или страхом потери), и смог найти более здоровый путь сохранять связь с болеющим человеком или сохранять в памяти образ умершего.

 

6. Внушение

 

Иногда возникают своеобразные внушенные симптомы. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, т.е. без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала. Классическим примером является внушение ребенку симптома особо тревожными и мнительными родителями, постоянно подчеркивающими слабое здоровье своего отпрыска. Но вот и другой пример:

 

Пример:

Элеонора интересовалась экстрасенсорикой, магией, оккультными науками. Когда она узнала, что в ее небольшой город через два месяца приедет широко известный в узких кругах народный целитель, она воспользовалась эксклюзивной возможностью записаться к нему на весьма дорогую индивидуальную встречу. Два месяца пролетели в ожидании чуда. И вот наконец случилось, Элеонора с трепетом внимает словам целителя, который "просвечивает" ее организм. Он говорит о том, что у нее слабая поджелудочная железа, и она может о себе дать знать в любой момент. О, как целитель оказался прав! На следующий же день в боку у Элеоноры что-то закололо - именно там, где по ее представлениям находится поджелудочная железа.

 

В таком случае может помочь понимание, каким образом и в результате чьих слов образовался симптом.

 

7. Самонаказание

 

В некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.

 

Пример:

Однажды Оксана очень сильно разозлилась на своего трехлетнего сына: приехав от бабушки, он заявил, что больше маму не любит, и весь день отказывался выполнять ее просьбы, хулиганил, разбрасывал игрушки и еду, демонстративно ее игнорируя. В конце концов, чувствуя бессилие, раздражение на ребенка, обиду за себя и гнев на бабушку, после очередного хулиганства сына, она замахнулась на него и ударила рукой по стоящему рядом креслу. Через некоторое время начала неметь сначала кисть, а потом и вся рука, в итоге рука стала плохо слушаться хозяйку. Шло время, Оксана уже научилась делать домашние дела одной рукой, а улучшений не было. Поскольку Оксана предположила связь, между эпизодом со злостью на сына и онемением руки, она обратилась за консультацией к психологу.

 

Что в этом случае сможет сделать специалист? Помочь клиентке определить, что ее симптом является самонаказанием за желание ударить ребенка. Хотя на самом деле она сдержалась и не била сына, она наказывает себя за то, что у нее появилось желание ударить ребенка, за то, сколько злости она испытала в этот момент. Еще сюда добавилось чувство вины за то, что она отправила сына на выходные к свекрови, и вина по отношению к свекрови, на которую она также начала злиться после заявления ребенка о том, что у бабушки ему было лучше. Все эти чувства Оксана считала неприемлимыми для хорошей матери и невестки.

 

В случаях бессознательного самонаказания  большую помощь может оказать определение того, за что именно наказывает себя человек. Какая часть его вины действительно имела место быть и нанесен реальный урон окружающим, а какая является скорее сугубо психологической (вина за желания, чувства, мысли, фантазии).

 

Самонаказание может быть также глубинной причиной полученных травм: испытывая глубокое бессознательное чувство вины, человек, в ситуации грозящей ему опасности, не пытается ее инстинктивно избежать: он принимает как заслуженное наказание падающий сверху предмет, или прищемляющую ему руку дверь, или проезжающий слишком близко от него автомобиль...

 

 

Есть одна общая особенность большинства людей, склонных телесно реагировать на психологические проблемы. Они часто испытывают трудности в том, чтобы выражать словами свои чувства, ощущения, переживания. Им проще держать все в себе, чем поделиться с кем-то. Часто это связано с укладом семьи, где они выросли, и где не было принято говорить о своих чувствах. Не имея опыта выражения, таким людям бывает трудно внутри себя определить, какие именно чувства они испытывают, отделить одни чувства от других. И во взрослой жизни они не находят слов для того, чтобы выразить, что у них на душе. Тогда и начинает "говорить" тело...

 

 

* В качестве примеров в статье приведены типичные ситуации при обращении к психоаналитику.

 

 

 

 

Автор: Попова Наталия Михайловна

Психолог-психоаналитик Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

psychoanalitiki.ru


Смотрите также