Мой сайт. Школа здоровья для пациентов с панкреатитом


КГБУЗ «Кежемская РБ» - Школа здоровья

Создано 01.09.2017

31.08.2017 г. на базе стационара была проведена школа здоровья на тему "Панкреатит". Лекцию читала врач - терапевт Майорова В.Г.

Панкреатит – это воспаление поджелудочной железы. За последние 40 лет заболеваемость этим недугом выросла в 2 раза, причем увеличилось число пациентов как с острой, так и с хронической формой панкреатита.

Одна из функций поджелудочной железы – выработка панкреатического сока. Он содержит пищеварительные ферменты, которые необходимы для расщепления белков, жиров и углеводов, поступающих в организм с пищей. В норме эти ферменты должны по протоку поджелудочной железы «пройти» в двенадцатиперстную кишку, здесь активизироваться и приступить к выполнению своих «обязанностей».

Однако в некоторых случаях они начинают свою работу раньше, чем положено, находясь еще внутри поджелудочной железы. Из-за этого ткани железы повреждаются (по сути, она переваривает саму себя), это ведет к ее воспалению, а иногда и к омертвению значительной части ее клеток – панкреонекрозу. 

Ни один другой орган не может взять на себя все функции поджелудочной железы. Поэтому гибель ее клеток – это невосполнимый удар по организму (а обширный панкреонекроз и вовсе несет угрозу жизни).

Самые распространенные причины острого панкреатита :

  • Злоупотребление алкоголем. Примерно 50% всех случаев панкреатита были вызваны именно этим. В ответ на прием спиртного повышается концентрация ферментов в панкреатическом соке. Он медленнее движется по протокам и может активизироваться, не дойдя до кишечника. К тому же алкоголь вызывает спазм сфинктера, расположенного между поджелудочной железой и двенадцатиперстной кишкой. В норме он должен пропускать ферменты в кишечник, но блокировать выход из него перевариваемой пищи. После злоупотребления спиртным он может вовремя не открыться, заблокировав панкреатический сок в протоках.
  • Несбалансированное питание с большим количеством жирной, острой пищи в рационе. Особенно опасно, если человек наедается на голодный желудок и сопровождает свою трапезу приемом алкоголя. Неслучайно приступы острого панкреатита и обострения хронического часто возникают после праздников.
  • Желчнокаменная болезнь. Именно ее осложнением являются примерно 20% всех случаев панкреатита. Если схематично нарисовать желчный проток и проток поджелудочной железы, они будут похожи на изображение рек на географической карте. Оба «ручья» впадают в «море» – двенадцатиперстную кишку. На небольшом участке перед ней они «сливаются» воедино, образуя общий канал. Если по желчному протоку идет камень, попав в эту часть, он может заблокировать «ворота» и в поджелудочную железу, вызвав застой ферментов.
  • Травмы живота, воспалительные заболевания какого-либо органа брюшной полости.
  • Инфекции. Например, вирусные гепатиты. В некоторых случаях панкреатит может развиваться как осложнение гриппа.

Симптомы острого панкреатита:

  • Сильная боль в верхнем отделе живота, чаще посередине или слева, иногда отдающая в спину (такие боли называют опоясывающими).
  • Тошнота, рвота, которая не приносит облегчения. 
  • Общая слабость.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Кашицеобразный стул, часто – с остатками непереваренной пищи.

Памятка пациенту

При симптомах острого панкреатита нужно срочно вызывать скорую. Сам по себе этот недуг может представлять угрозу для жизни. К тому же по своим проявлениям он схож с приступами аппендицита и инфарктом миокарда, которые также требуют срочной врачебной помощи.

До приезда скорой помощи:

  • откажитесь от еды и питья – они способствуют дополнительному раздражению поджелудочной железы; 
  • примите горизонтальное положение и попытайтесь расслабить мышцы живота – это позволит немного уменьшить боль;
  • приложите к больному месту грелку с холодной водой или пузырь со льдом, завернутый в полотенце;
  • не принимайте никаких лекарств – они смазывают клиническую картину и затрудняют диагностику.

Главный принцип лечения острого панкреатита можно выразить тремя словами – холод, голод и покой. В течение нескольких дней придется воздержаться от пищи, разрешены только минеральная вода без газа, отвар шиповника и некрепкий чай. Обязателен постельный режим и холодные компрессы на верхнюю часть живота. Необходимо, чтобы врач контролировал ваше состояние, дабы вовремя заметить осложнения. К тому же именно доктор должен выписать лекарства, которые способствуют снятию приступа. Это обезболивающие средства и спазмолитики, ферментные препараты и средства для уменьшения кислотности желудочного сока. При угрозе нагноения используют антибиотики. При абсцессе поджелудочной железы и обширном панкреонекрозе необходимо хирургическое вмешательство.

Хронический панкреатит 

Имеет более стертые проявления. В его течении обычно выделяют два периода: начальный и период выраженного повреждения поджелудочной железы. 

В начальном периоде, который продолжается  в среднем 10 лет, основным проявлением являются боли, которые чаще всего возникают через 15–20 минут после еды. Провоцируют неприятные ощущения погрешности в диете. Боль может сопровождаться тошнотой, вздутием живота, послаблением стула.

При длительном существовании хронического панкреатита происходит гибель ткани поджелудочной железы, уменьшается ее способность вырабатывать ферменты и гормоны. Боли становятся менее выраженными, а чаще всего вообще отсутствуют. Пациентов беспокоит бледность и сухость кожи, утомляемость, а также другие признаки гиповитаминоза. Отмечаются также периодические поносы, метеоризм, потеря веса, даже притом, что аппетит может оставаться нормальным. 

При появлении таких симптомов необходимо обратиться к гастроэнтерологу.

При лечении хронического панкреатита пациенту могут назначаться препараты ферментов поджелудочной железы и лекарства, снижающие секрецию желудочного сока и тормозящие работу больного органа. Очень значимую роль также играет соблюдение диеты.

Профилактика панкреатита:

  • Максимально ограничьте в рационе количество жирной пищи.
  • Исключите все сокогонные продукты: крепкие бульоны (причем не только мясные и рыбные, но и вегетарианские), жареные и копченые блюда, консервы, колбасы, острые закуски и приправы, фруктовые соки.
  • Также исключаются блюда, богатые грубой клетчаткой, это в первую очередь бобовые и капуста. Картофель, цветную капусту, морковь, кабачки, тыкву, свеклу есть можно, но только в отваренном или запеченном виде и лучше протертыми.
  • Под запретом кофе, шоколад, пирожные и торты с кремом, мороженое, алкоголь, газированные напитки.
  • Нельзя употреблять как холодную, так и горячую пищу – только в теплом виде.
  • Рекомендуются жидкие каши (кроме пшенной и перловой), слизистые супы, отварное нежирное мясо (кролик, курица), омлет, диетический творог.
  • Есть нужно дробно: не менее 6 раз в день маленькими порциями.
  • Рекомендуется пить несладкий чай и минеральную воду без газа.
  • Помимо соблюдения диеты дополнительно требуется употреблять витамины A, C, B1, B2, B12, PP, K, фолиевую кислоту.

kecrb.ru

план занятий, роль медицинской сестры

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Содержание статьи

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

diabethelp.guru

ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ: ГАСТРО-ШКОЛА

ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ: ГАСТРО-ШКОЛА

 

 

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — это хроническое заболевание, при котором в результате различных нарушений в желудке или двенадцатиперстной кишке образуется язва (реже две язвы и более).

 

Нетрадиционные методы лечения язвенной болезни

 

Нетрадиционная медицина предлагает возможности лечения язвенной болезни при помощи лекарственных препаратов основанных на биологически активных веществах натурального происхождения. Данные препараты оказывают комплексное укрепляющее и восстанавливающее действие на организм. Этот факт особенно важен в лечение язвенной болезни, так как одним из факторов ее развития является нарушение процесса обмена веществ в организме. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки разрушение тканей преобладает над их восстановлением. Лекарственные средства предлагаемые нетрадиционной медициной помогают активировать восстановительные процессы в организме и ускорить заживление язв.

Не мене важным является и благоприятное воздействие методов нетрадиционной медицины на процессы центральной регуляции функции желудочно-кишечного тракта, нарушение которых способствует развитию язвенной болезни.

Язвенная болезнь связана с нарушением механизмов, регулирующих секреторную, двигательную функции желудка и двенадцатиперстной кишки, кровообращение в них, питание слизистых оболочек. Образование язвы в желудке или двенадцатиперстной кишке является лишь следствием расстройств указанных выше функций. Отрицательные эмоции, длительные психические перенапряжения, патологические импульсы из пораженных внутренних органов при хроническом аппендиците, хроническом холецистите, желчекаменной болезни и др. нередко являются причиной развития язвенной болезни. Имеют значение гормональные нарушения. Определенную роль играют наследственные факторы (наследственное предрасположение встречается среди больных язвенной болезнью в 15—40°6 случаев). Непосредственное формирование язвы происходит в результате нарушения равновесия между «агрессивными» (желудочный сок, заброс желчи) и «защитными» факторами (желудочная и дуоденальная слизь, клеточная регенерация, нормальное состояние местного кровотока, защитное действие некоторых гормонов, а также щелочная реакция слюны и панкреатического сока). В формировании язв в желудке наибольшее значение имеет уменьшение защитных свойств слизистой оболочки, ослабление ее сопротивляемости повреждающему воздействию кислого желудочного сока. В механизме же развития язв в выходном отделе желудка и особенно в двенадцатиперстной кишке, напротив, решающим фактором является усиление агрессивности желудочного сока. Предрасполагающими факторами являются нарушения режима питания, злоупотребление острой, грубой, раздражающей пищей, постоянно быстрая, поспешная еда, употребление крепких спиртных напитков и их суррогатов, курение.

При язвенной болезни характерными симптомами являются боль, изжога, нередко рвота кислым желудочным содержимым вскоре после еды на высоте боли. В период обострения боль ежедневная, возникает натощак, после приема пищи временно уменьшается или исчезает и появляется вновь (при язве желудка через 0, 5—1 ч, двенадцатиперстной кишки — 1, 5—2, 5 ч). При язвенной болезни двенадцатиперстной кишки нередка ночная, голодная боль. Боль уменьшается при приеме препаратов, снижающих кислотность желудочного сока, тепловых процедур на подложечную область. Часто язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки сопровождается запорами. При пальпации определяется болезненность вверху живота. Течение обычно длительное с обострениями в весенне-осенний период и под воздействием неблагоприятных факторов (стрессовые ситуации, пищевые погрешности, прием крепких алкогольных напитков и пр.). Осложнения: кровотечение, перфорация, деформации и стенозы, перерождение язвы в рак, вегетативно-сосудистая дистония, хронический холецистит, панкреатит. Прогноз при язвенной болезни относительно благоприятный, за исключением тех случаев, когда возникают осложнения.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — хроническое заболевание, при котором в стенке этих органов образуется пептическая язва в результате нарушения нейрогормональной регуляции и желудочного пищеварения.

Язва является признаком нарушения соотношения между агрессивными факторами в желудке и кишечнике — соляной кислотой, важнейшим ферментом пищеварения — пепсином и желчью, а также защитными механизмами слизистой оболочки.

Язвы такого рода разрушают слизистую оболочку, а также расположенную под ней мышечную ткань. Они могут внезапно начать кровоточить, «съесть» всю стенку желудка (прободение) и тем самым вызвать перитонит (воспаление брюшины).

Заболевание имеет склонность к рецидивирующему течению (хорошо известны сезонные обострения язвенной болезни). Существенно изменяют клиническую картину различного рода осложнения (кровотечения, воспалительный процесс, прободение язвы, стеноз привратника, злокачественное перерождение, реактивный гепатит и др.).

Язвенная болезнь — широко распространенное заболевание; в развитых странах она встречается у 3-5 % взрослого населения. У мужчин язвенная болезнь наблюдается чаще, чем у женщин. Новые методы диагностики и успешное лечение хеликобактериальной инфекции снизило распространенность этого заболевания.

Причины язвенной болезни разнообразны — стрессы, нарушение питания, курение, алкоголизм, действие химических и токсических веществ и др. Однако основной причиной этого заболевания в настоящее время считают хеликобактериальную инфекцию.

Способствуют развитию язвенной болезни наследственная предрасположенность, врожденный дефицит антитрипсина и другие факторы.

 

 

Положение о школе для больных язвенной болезнью -Гастро-школе

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение определяет организацию деятельности "Школы больных язвенной болезнью" (далее - Школа).

1.2. "Школа больных язвенной болезнью" организуется на базе ООВП, поликлиники МУЗ "Козловская ЦРБ".

1.3. В работе Школы используется амбулаторная модель обучения.

1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздравсоцразвития Российской Федерации и Чувашской Республики, уставом МУЗ "Козловская ЦРБ" и настоящим Положением.

1.5. В Школу направляются больные язвенной болезнью, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение, на повторный цикл (поддерживающий цикл).

1.8. Обучение не проводится с больными в тяжелом состоянии, с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, нарушения памяти, лицами с психическими нарушениями.

1.9. Обучение проводится в соответствии с программой.

 

2. Цель и задачи

 

2.1. Основной целью Школы является предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний у больных язвенной болезнью.

 

2.2. Задачи Школы:

 

2.2.1.Получение больным представления о причинах развития язвенной болезни, характере ее течения и методах лечения.

2.2.2.Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.

2.2.3.Обучение больных правильному и здоровому образу жизни, режиму труда и отдыха, основам правильного питания.

2.2.4.Ведение дневника здоровья.

 

3. Функции Школы

 

3.1.Организация обучения больных язвенной болезнью.

3.2.Проведение первичных и повторных циклов обучения

3.3.Контроль уровня знаний больных язвенной болезнью.

3.4.Индивидуальная консультативная работа.

3.5.Анализ эффективности работы Школы.

 

4. Критерии оценки эффективности работы Школы

 

4.1.Снижение количества обострений в течение года у больных язвенной болезнью.

4.2.Снижение количества повторных госпитализаций.

4.3.Снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания и осложнениями.

4.4.Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.

 

 

Тематический план «Школы для больных язвенной болезнью – Гастро-школы»

 

1.Введение в курс, актуальность темы.

2.Определение исходного уровня знаний по язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

3.Теоретический информационный материал в виде лекции или беседы

• дать теоретический минимум по данной патологии

• обозначить роль и ответственность пациента перед самим собой

• улучшить качество жизни больного

4.Практикум: обучить простейшим приемам самопомощи

• вопросы и ответы

• ситуационные задачи

• элементарная практика по навыкам действий в экстремальной ситуации (прободение, кровотечение, сильная боль, рвота)

• раздача памяток

5.Подведение итогов и контроль полученных знаний.

www.kozlovka-crb.med.cap.ru

Школы здоровья. Обучение работе в школе здоровья для лиц с факторами риска. (Лекция № 9) - Мои статьи - Каталог статей

Во второй половине ХХ века произошло принципиальное изменение основных причин смерти – на первый план вышли хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), к которым относятся болезни системы кровообращения (БСК), онкологические и хронические бронхо-легочные заболевания, а также сахарный диабет. В России ХНИЗ являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Поэтому были разработаны рекомендации для врачей и среднего медицинского звена для практического осуществления мер по предупреждению ХНИЗ. Для выполнения вышеуказанных задач в структуре поликлиники предусматриваются следующие подразделения их штаты и оснащение: • отделение (кабинет) медицинской профилактики; • кабинет медицинской помощи по отказу от курения; • помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья). Приказ ввел правила организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики и правила организации деятельности центра здоровья, его штаты и оснащение. Основные мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике ХНИЗ включены в задачи не только врачебной амбулатории, но и врачебного (фельдшерского) здравпункта и фельдшерско-акушерского пункта (далее ФАП), в частности они обязаны: • осуществлять мероприятия по профилактике заболеваний среди населения и формированию ЗОЖ; • проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению и укреплению здоровья населения, включая обучение населения правилам оказания первой помощи; • выявлять курящих, лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя; • осуществлять оказание медицинской помощи курящим и лицам, избыточно потребляющим алкоголь по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные профильные медицинские организации. Контроль распространения хронических неинфекционных заболеваний осуществляется с помощью мониторинга. Вопросы анкеты должны давать представление о социально-экономическом состоянии индивидуума или группы индивидуумов, содержать информацию об употреблении табака и алкоголя, характере питания и физической активности. Получаемые на основе подобных анкет данные позволяют оценить состояние здоровья в настоящее время и сделать прогноз на будущее. При организации программ укрепления здоровья принципиально важно понимать, что существующая система непрерывной регистрации заболеваемости и смертности не дает представления об эффективности отдельных профилактических программ. Однако статистические данные могут быть полезны для поиска наиболее болезненных точек при реализации программ укрепления здоровья. Для отдельных программ укрепления здоровья может быть более удобен периодический сбор данных, чем непрерывный. Периодические исследования легче организовывать, и они требуют меньше материальных затрат для своей организации, чем непрерывные. При мониторинге неинфекционных заболеваний мониторинг подразумевает отслеживание значимости фактора риска для индивидуума, группы индивидуумов или населения в целом. Одной и перспективных форм профилактического консультирования является, так называемое групповое профилактическое консультирование или Школы для пациентов. Школы здоровья для пациентов являются современным и необходимым фактором повышения качества медицинской помощи. Школы здоровья предполагают активную позицию пациента (и/или его родственников) с целью поддержания улучшения здоровья, являются актуальными и перспективными с точки зрения повышения качества медицинской помощи. Создание школы пациента возлагает на ЛПУ дополнительные обязанности: обучение пациента, разработка дневника пациента и процедуры (процесса) поддержания и/или улучшения состояния. Это все увеличивает время общения с каждым конкретным пациентом. Сложно решить эту проблему в нашей реальной действительности, когда в муниципальных ЛПУ нормы времени, отведенного на прием пациента неприемлемо малы. В коммерческих ЛПУ врач работает в более комфортных условиях и, как правило, не ограничен жестко во времени. Тем не менее, более 90% населения получают медицинскую помощь в муниципальных ЛПУ как по причине высоких цен на медицинские услуги в коммерческом секторе, так и в связи с тем, что не всегда высокая стоимость медицинской услуги гарантирует высокий профессионализм и добросовестность медицинского персонала. Школа – это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышению качества жизни. Уже на протяжении 10 лет в ряде городов функционируют Школы диабета доказавшие целесообразность создания Школ для пациентов, как таковых. Накоплен достаточно богатый опыт проведения обучения пациентов в Школах при бронхиальной астме, коронарной болезни сердца. Имеется опыт создания Школ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В последние годы бурное развитие получило направления обучения пациентов с артериальной гипертонией. Цель консультирования (совета врача) – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача. Такие методики разрабатываются специалистами по медицинской психологии и могут быть предложены для широкого использования. Вместе с тем каждый врач должен знать, что для эффективного обучения пациентов в Школах помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений: • важны знания основ коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владение техникой обратной связи; • необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений; • применять активные формы обучения для повышения его эффективности. Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача (медсестры) и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудно выполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующие усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т. д. Задача профилактического консультирования – повышение приверженности пациентов к лечению и формирование мотивации к оздоровлению. Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи, или бросить курить и др.). В основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменениям. С этих позиций меры превентивного характера (советы медсестры) воспринимаются пациентом как неосознанная потребность и потому часто не выполняются. Как сделать эту потребность осознанной? Какие доводы привести, чтобы пациент задумался и принял правильное и действенное решение? В этом сложность профилактического консультирования. Даже если врач твердо уверен в необходимости оздоровительных действий со стороны пациента (например, бросить курить), то пациента необходимо мотивировать на такой шаг. Это очень не простое дело. Пациент должен осознать и ощутить потребность сделать этот шаг. Курящая медсестра не способна убедить большого сделать его. Школы здоровья могут дать пациентам необходимую информацию о рациональном питании, аллергии, остеопорозе, прививках.

Начиная новый, здоровый образ жизни, человек, в первую очередь, делаете лучше самому себе. Это будто инвестиция в будущее, которая даст, во-первых, возможность прожить намного дольше, а во-вторых, гарантирует, что до преклонных лет вы будете чувствовать себя энергичной и здоровой. Польза для здоровья несомненна и доказана. Фитнес Преимуществ от занятий фитнесом много. Фитнес - это профилактика заболеваний, связанных с образом жизни (например, диабета, артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца), или просто избавление от лишнего веса – это все дает фитнес! Частой отговоркой является – отсутствие времени. Даже если это действительно так, то выход есть! Дорога на работу – одна из непростых ежедневных задач. Трудности с дорогой на работу и с работы могут негативно отображаться на здоровье, как психическом, так и физическом. Но все зависит от нас самих. Можно сделать так, что дорога на работу подарит заряд энергии и бодрость духа. Быстрый темп жизни в современном мире не позволяет много времени уделять тренировкам. И в то же время, тренировки – это как физиологическая потребность. Пропускать их нельзя. А можно ли выполнять тренировки по дороге на работу? Вот несколько советов: Если работа находится недалеко от дома, лучше идти туда пешком или ехать на велосипеде (велосипедом можно добираться на работу, даже если она далеко). Получится полноценная кардиотренировка, и абсолютно никакого вреда для окружающей среды. Так нужно делать хотя бы два раза в неделю. В автобусе, автомобиле или метро, напряги на несколько секунд ягодичные мышцы как можно крепче. Повтори 10 раз. Это упражнение придает тонус самой крупной группе мышц, а значит, улучшает осанку и увеличивает силу. Можно тренировать ягодичные мышцы и когда идешь на работу пешком – напрягайте их с каждым шагом. Сидя, можно напрягать поочередно мышцы ног. Это укрепляет колени и квадрицепсы (мышцы передней части бедра). Удерживать напряжение нужно 10 секунд. Выполнить несколько раз. Втягивайте пупок, как будто стараетесь дотронуться им до позвоночника. Удерживайте так 10-20 секунд. Хорошая тренировка для мышц пресса. Когда на машине попадаете в пробку или останавливаетесь на светофоре, тренируйте мышцы спины. Дотроньтесь ладонями до потолка автомобиля, напрягите руки и пресс. Задержитесь в таком положении на 10 секунд, затем расслабьтесь. Напрягая пресс и верхний плечевой пояс таким образом, вы укрепляете одновременно спину, руки, плечи и пресс. Ожидая автобуса на остановке, делайте подъемы на носки для укрепления икроножных мышц. Поднимитесь на носки, задержитесь в этом положении и возвратитесь в исходное. Выполните столько повторений, сколько сможете. Через 2-3 недели вы заметите улучшение рельефа икр и увеличение их силы. Также на автобусной остановке напрягать мышцы брюшного пресса. Поверните верхнюю часть тела в сторону. Задержись в таком положении на пять секунд. Затем повтори в другую сторону. Выполните аналогичные упражнения для шеи. По дороге на работу можно выполнять дыхательные упражнения. Самое простое – считать до шести на вдохе и до двенадцати на выдохе. Выполняя эти нехитрые упражнения, вы сможете использовать время, необходимое для поездки на работу/с работы, с пользой для здоровья. Через некоторое время вы убедитесь, насколько лучше стали себя чувствовать. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Ученые обнаружили, что простая ходьба оказывает лечебное свойство практически при любом недуге. Она снижает риск сердечного приступа и рака груди, регулирует вес и кровяное давление, продлевает жизнь – и это только начало списка. Еще одно преимущество ходьбы – упражнение может быть настолько интенсивным, насколько вы хотите. Можно подобрать такой темп, что вы будете чувствовать нагрузку, но при этом можете разговаривать. Регулярно занимаясь ходьбой, можно снизить кровяное давление и уровень холестерина, что особенно важно при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно результатам длительного исследования, в ходе которого изучались образ жизни и здоровье 72 тысяч женщин, три часа быстрой ходьбы в течение недели (всего 30 минут в день) снижают на 30-40% опасность сердечных заболеваний у женщин. Также известно о результатах специальной программы, в которой наблюдалась группа женщин, ведущих малоподвижный образ жизни и имеющих высокое кровяное давление. Участникам удавалось нормализовать давление и снизить вес, если они проходили 9700 шагов в день на протяжении 24 недель. Что касается мужчин, то было проведено обследование 11000 мужчин. Вывод такой: один час физических упражнений в день, таких как быстрая ходьба, могут снижать опасность инсульта в два раза. Ходьба легче переносится суставами, чем такие занятия, как бег или аэробика. Ходьба гораздо реже приводит к падениям, но при этом значительно снижает риск осложнений остеопороза. Укрепление костно-суставной системы. Регулярные занятия ходьбой снижают опасность перелома костей тазобедренного сустава, на что указывают результаты участников программы исследования - более 30 тысяч мужчин и женщин в возрасте от 20 до 93 лет. В другом обзоре приводится анализ результатов 24 исследований, изучающих влияние физических упражнений на плотность костных минералов у женщин. Те из участников, кто занимался ходьбой хотя бы несколько дней в неделю по 30 минут в день, демонстрировали некоторое увеличение плотности костей (примерно на 2%). Большинство участников предпочитали оздоровительную ходьбу другим видам физических упражнений. Контроль массы тела Во время быстрой ходьбы пульс заметно учащается, при этом сжигается значительное количество калорий, достаточное для достижения и поддержания здорового веса. Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что ходьба 5 дней в неделю по 30 мнут может приводить к снижению веса, если при этом соблюдается здоровая диета. Исследователи сделали вывод, что даже 15 минут ходьбы, т.е. около 2 тысяч шагов в день, в сочетании с небольшим здоровым ограничением в еде, может быть достаточно, чтобы не поправляться. В обзоре программ исследований, участники которых занимались оздоровительной ходьбой без изменения рациона питания, приводятся данные, что те из участников, кто проходил от 2 до 4 тысяч шагов в день (т.е. приблизительно 1,5 - 3 км), продемонстрировали небольшое снижение веса - около 2 кг в год. Ходьба как психотерапия и интеллектуальная поддержка. Физические упражнения способствуют значительным улучшениям психического здоровья, например, снижается подверженность депрессиям, улучшается сон и так далее. В 2006 году сообщалось о программе оздоровительной ходьбы с участием женщин, ведущих малоподвижный образ жизни. Участники программы демонстрировали улучшение психического и эмоционального состояния, а также более высокую стрессоустойчивость. Интересны результаты еще одного исследования, в котором обследовались 128 женщин, также "малоподвижных", принадлежащих к различным этнических группам. Авторы сообщают, что участники программы, проходившие большее расстояние, отмечали значительное улучшение психического здоровья и самочувствия. Группе из 124 пожилых людей, наблюдавшихся в ходе исследовательской программы, по ее окончании было предложено выполнить ряд интеллектуальных тестов. Участники, занимавшиеся оздоровительной ходьбой (45 минут 3 дня в неделю на протяжении 6 месяцев), справились с этими тестами лучше, чем те, кто выполнял упражнения на растяжку и мышечную силу. Ученые, проводившие это исследование, считают, что усиленная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем во время ходьбы увеличивает приток крови к мозгу и улучшает его работу. В большинстве случаев работа в офисе имеет малоподвижный характер. Одна из главных и очевидных причин распространения ожирения в наши дни – сидячий образ жизни. Мы часто оправдываем такой образ жизни отсутствием времени для тренировок. А можно ли выполнять упражнения прямо на рабочем месте? Советы имеющим «сидячую» работу. Зачастую наша работа связана с сидением за компьютером на протяжении почти всего дня. Это чревато накоплением жировых запасов, ослаблением мышц, проблемами с шеей и спиной, ухудшением настроения, вялостью и апатией. Но выполнив пару-тройку упражнений на протяжении всего нескольких минут, мы можем значительным образом улучшить физическую форму и общее самочувствие, а также предупредить развитие различных заболеваний. Если у вас после работы нет возможности заниматься фитнесом, наши советы помогут «тренироваться» прямо за рабочим столом. Разминайтесь во время обеденного перерыва. В обед пройдитесь вокруг здания. Такая прогулка продолжительностью 20-30 минут не только повысит энергозатраты, но и удивительным образом снизит уровень стресса. Если вы обедаешь в близлежащем кафе, идите туда пешком, а не на автомобиле. Ходите по лестницам. Попрощайся с лифтом и используйте лестницы. Если в здании очень много этажей, доезжайте на лифте на 3-4 этажа ниже и поднимайся на нужный этаж по ступенькам. Напрягайте ягодицы. Сидя на стуле, напрягайте ягодицы, задержите такое положение на секунду и затем расслабься. Повторите 15 раз. Это упражнение тренирует ягодичные мышцы. Аналогично можно тренировать мышцы брюшного пресса напрягая и расслабляя живот. Проводите активные совещания. Если представляется такая возможность, проводите совещания с коллегами «на ногах», а не заседая в конференц-зале. Общайтесь с коллегами лично. По возможности старайтесь обсуждать рабочие вопросы с коллегами не по телефону, электронной почте или чату, а непосредственно в живом общении. Делайте регулярные паузы. Через каждые полчаса вставайте со стула и прохаживайся нескольких минут по офису. Такие паузы, кроме того, помогают глазам отдохнуть от компьютера. При каждой возможности старайтесь вставать. Не секрет, что стоя человек сжигает больше калорий, чем сидя. Поэтому старайтесь использовать каждую возможность, чтобы встать со стула. Например, стоя можно есть принесенный из дома обед или разговаривать по телефону. Даже если вы не можете заставить себя встать рано утром и спите до обеда, мы попробуем убедить вас в том, что тренировки по утрам (примерно, между 5 и 9 часами) - это отличная штука. Итак, "10 Главных Причин" встать пораньше и позаниматься спортом: 1. Тренировки по утрам (как и завтрак) сразу же запускают твой метаболизм и заставляют его работать с повышенной скоростью несколько часов (иногда до 24!). В результате в течение дня вы будите сжигать больше калорий. 2. Утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. К тому же это отличная мотивация! 3. Исследования показывают, что тренировки значительно активируют работу мозга и память. А это значит, что, потренировавшись с утра, вы сможете использовать свои умственные способности. 4. Если вы серьёзно относитесь к занятиям спортом, то для вас не должно быть проблемой встать на 30-60 минут пораньше. К тому же регулярные занятия спортом повышают качество сна, а это значит, что спать можно несколько меньше. 5. Если вы тренируетесь в одно и то же время по утрам - особенно если вы встаете в одно и то же время каждый день - то таким образом вы регулируете свою эндокринную систему и циркадный ритм. Организм "запоминает", что вы встаёте и начинаете тренироваться в одно и то же время и начинаете готовиться уже за несколько часов до того, как ты откроешь глаза. Это хорошо по нескольким причинам: Подъём по утрам в разное время может быть большим стрессом для организма. Поэтому вставать и тренироваться в одно и то же время - очень полезно (и менее болезненно). Уже за несколько часов до тренировки гормоны начинают "готовить" тело, регулируя кровяное давление, сердечный ритм, приток крови к мышцам и т.д.. Повышается общий уровень метаболизма (ещё во время сна). Поэтому, как только встанете, сразу почувствуете прилив сил и желание тренироваться. 6. Многие люди говорят, что тренировки по утрам помогают им контролировать аппетит в течение дня. Они не только меньше едят (так как спорт повышает выработку эндорфинов, снижающих аппетит), но и выбирают более здоровые продукты. 7. Люди, постоянно тренирующиеся по утрам, с удивлением обнаруживают, что они просто ждут того момента, когда можно будет встать и позаниматься спортом. Ведь кроме удовлетворения от того, что ты делаешь что-то полезное для себя, во время таких тренировок можно распланировать свой день или просто подумать. 8. Если у вас есть семья или вы поздно приходите с работы, то тренировки по утрам - ваш единственный способ регулярно заниматься спортом. 9. Более 90% людей, постоянно занимающихся спортом, тренируются по утрам. 10. Если вам тяжело встать пораньше и выйти на утреннюю пробежку, то можно устроить пробежку перед сном, воспользоваться очень действенным приёмом - просто скажите себе, что сразу после тренировки вы быстро заснёте и хорошо выспитесь! Самое главное — правильно составить распорядок дня и расставить приоритеты. Проще всего находить отговорки. Но пока вы не уясните, что все в ваших руках, вы никогда не сможете оторваться от телевизора: «Я устала, у меня был тяжелый день, и я хочу просто посидеть и расслабиться. Я вот сегодня вечером отдохну, а завтра пойду на тренировку.» Для производства энергии тоже нужна энергия, поэтому если в данный момент ты чувствуешь себя уставшей, даже короткая 10-минутная прогулка заставит кровь двигаться быстрее и повысит энергетический уровень организма на следующие, как минимум, два часа. А регулярные занятия фитнесом помогают улучшить сон, то есть ты будешь чувствовать себя более энергичной на протяжении дня. Так, результаты некоторых исследований показывают, что занятия физической активностью способны нормализовать циклы сна, то есть ты будешь скорее засыпать, крепче спать и просыпаться отдохнувшей. Утренняя тренировка — а не чашка кофе — вот секрет работоспособности на протяжении всего дня! Выключите на полчаса компьютер (телевизор) и в это время позанимайтесь фитнесом. В отличие от лежания на диване, физические упражнения укрепляют мышцы, сжигают жир, уменьшают уровень холестерина и снижают риск развития диабета и заболеваний сердечнососудистой системы. А любимую телепередачу можно записать на диск и просматривать ее во время домашней тренировки. Неотъемлемой составной частью здорового образа жизни является рациональное питание. Следует отметить, что употребление пищи, способствующей возникновению тех или иных заболеваний не является рациональным! Рациональное питание - правильное питание - это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, замедление процессов старения, т.е. правильное питание - это здоровое питание. Рациональное питание — это система употребления пищи, в основе которой лежит разумный и тщательный отбор продуктов, в соответствии с потребностями организма. Рациональное питание обеспечивает равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ. Большинство людей в наше время выбирают продукты исключительно по одному критерию: вкусно или не вкусно. Нередко понятие полезность продукта просто не рассматривается при организации питания. В столовых при различных предприятиях не так-то просто выбрать в меню полезные блюда. Рациональное питание в детском саду еще более менее организовано, но уже в школе дети в столовых могут беспрепятственно покупать шоколадки, чипсы, леденцы, различные снеки и прочие вещи, которые мало соответствуют такому понятию, как здоровый образ жизни — рациональное питание. .Между тем, все эти продукты не только портят вкусовые ощущения, но и способны нанести серьезный вред здоровью человека, а ребенка в особенности. Именно самые «вкусные» продукты, такие как шоколадки или чипсы, провоцируют самые распространенные на сегодняшний день заболевания: как гастрит, язвенную болезнь, панкреатит и прочие заболевания желудочно-кишечного тракта и обмена веществ. Основы рационального питания предполагают, что человек формирует перечень необходимых ему продуктов самостоятельно, учитывая и образ жизни который он ведет, и наличие или отсутствие хронических заболеваний или аллергических реакций на какие-либо виды продуктов, учитывает свою физическую нагрузку, а также массу тела. Естественно, что рациональное питание для похудения должно отличаться от системы питания тех, у кого нормальный вес или вовсе недостаток массы тела. Старайтесь употреблять в пищу как можно больше фруктов и овощей. Особенно рекомендуются для рационального питания овощи и фрукты, которые произрастают в том регионе, в котором проживает человек. Мясо и птицу лучше выбирать нежирных сортов, а вот жирная рыба, наоборот, очень полезна для организма. В жирных сортах рыбы содержится большое количество 3-омега кислот. Употребление в пищу жирных сортов рыбы снижает риск сердечнососудистых заболеваний, артрита, склероза. Пищу лучше варить, готовить на пару, запекать, можно использовать гриль. Жарить пищу не рекомендуется. Во время жарки она не только насыщается излишними жирами, но и вырабатывает канцерогены. Если вы решили практиковать рациональное питание и здоровье ваше вам не безразлично, от жареного лучше отказаться. Нужно значительно ограничить употребление соленого, острого, избегать консервированных продуктов, копченого. Не следует злоупотреблять различными полуфабрикатами и замороженными продуктами. Для питья используйте чистую негазированную воду, травяные чаи, натуральные соки, морсы, компоты. Употребление чая, кофе, какао следует ограничить. Рациональное питание не только помогает предупредить заболевания желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы, но также заболевания сердечнососудистой системы, обмена веществ и многие другие. Подводя итог, можно сказать, что традиционный, классический взгляд на рациональное питание можно сформулировать в 4 правилах. 1. Соблюдение режима питания. Наиболее правильным режимом питания диетологи признали 4-разовый прием пищи. Интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином должен составлять 4-5 часов. Принцип здорового питания прост: завтрак составляет примерно четверть суточной нормы, обед – 25%, полдник – 15%, ужин – 35%. Правильное питание подразумевает, что ужин будет не более чем за 3 часа до сна. 2. Достаточная калорийность рациона. Даже если правильное питание вы используете для похудения, количество потребляемых калорий должно покрывать энергозатраты. Они зависят от пола, возраста, индивидуальных физиологических особенностей, образа жизни, характера труда конкретного человека. 3. Правильное соотношение компонентов питания (белков, жиров, углеводов). В среднем это соотношение определяется по формуле 1:1:4. Если вы занимаетесь спортом, то это 1:1:8, для работников умственного труда 1:0,8:3. 4. Пища должна восполнять потребность организма в аминокислотах, полиненасыщенных жирных кислотах, витаминах, микроэлементах, минеральных вещества, воде. Все слышали пословицу: Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу". Все знают, что есть в сухомятку вредно. Но первое не однозначно, а второе надо понимать правильно. Почему не умирают натуристы, употребляющие в пищу только сырую растительную пищу. Ведь они не получают ни незаменимых аминокислот, ни витамина В-12 ? Почему при одинаковой калорийности пищи одни толстеют, другие остаются стройными? Почему вегетарианцы, употребляющие белка меньше рекомендуемой нормы, вполне здоровы и даже здоровей питающихся смешанной пищей? Должен ли завтрак быть сытным? Это зависит от того, как выделяется желудочный сок у человека. В этом вопросе есть свои "жаворонки" и "совы". Если утром есть стабильно не хочется, то вы - сова, и ваш завтрак должен быть лёгким, углеводным. Для переваривания углеводов желудочного сока не требуется. Плотность обеда зависит от того, работаете вы или нет. Если в середине рабочего дня плотно наесться, то трудовых подвигов уже не совершить. Кровь от мозга направится к желудку, помогать пищеварению. Будет хотеться спать, а не работать. К тому же, это не домашняя еда, а стало быть, еда менее полезная. Так что в обед надо не плотно поесть, просто чтобы суметь дождаться ужина. А как быть совам? Тем, что в завтрак только легко перекусил? Для них существует второй завтрак - ланч. Желудочный сок уже выделяется, появился аппетит, значит надо перекусить. Время обеденного перерыва, возможно ещё не настало, значит перекус должен быть таким, которым возможен на рабочем месте. Можно поесть орехов. Это очень хорошая пища, содержащая белки и жиры. Достаточно калорийная, но не тяжёлая для переваривания. Хорошо, если есть возможность пополдничать. Тогда по пути домой вы не купите в магазине ненужной, лишней еды, а также подойдёте к выбору пищи для ужина осмысленно. Ужин - это основная еда за весь день. Почему его не надо "отдавать врагу", как советует пословица? Потому что утром наесться до предела и идти на работу не разумно, наедаться на работе также чревато. А вот теперь, дома, вы можете спокойно поесть хорошей домашней пищи. Сейчас не страшно, что кровь устремится к желудку, а не к головному мозгу. Хорошо, если удастся поужинать за 3 часа до сна. Плотная еда перед самым сном не всеми хорошо переносится. Часто пугают тем, что организм не будет отдыхать, если поесть перед сном. Это утверждение голословно. Наоборот, когда человек спит, пища переваривается легче, чем когда он работает. Рекомендация не есть перед сном относится к тем, кто имеет недостаточность кардиального сфинктера или ожирение. что С возрастом и то, и другое встречается довольно часто. Эта рекомендация не имеет ценности для здоровых молодых людей с нормальной массой тела. Теперь, поговорим о еде всухомятку. Что имеется в виду? Имеется в виду, что человек поел без желания, что не выделились пищеварительные соки. Да, такая еда вредна, потому что напрягает поджелудочную железу. А теперь представим себе, что человек очень проголодался и съел горсть орехов. Будет ли это едой всухомятку? Нет. Потому что у человека, мечтающего поесть достаточно пищеварительных соков для переваривания. Стоит ли пить и запивать во время еды? Нет, не стоит. Жидкость разбавляет желудочный сок и мешает пищеварению. Исключение составляют суп и томатный сок. Пить можно в промежутках между едой или за 30- 40 минут до еды. Тогда жидкость уйдёт из желудка до принятия пищи. Однако, это актуально для лиц с пониженной кислотностью. Человек с нормальной кислотностью желудочного сока справится, несмотря на то, что его желудочный сок окажется разбавленным. Так что правило не есть в сухомятку, прежде всего, актуально для страдающих хроническим гастритом. Здоровый образ жизни невозможно представить без утренней зарядки, которая приведет организм в работоспособное состояние, устранит сонливость и вялость, поднимет настроение. Упражнения для утренней зарядки нужно подбирать с особой тщательностью. Отдавайте предпочтение упражнениям на гибкость, подвижность и дыхание. Утренняя зарядка должна проходить в медленном темпе, без резких движений, не утомляющая. Надо стремиться делать ежедневно 10 000 шагов. Это обеспечит организм необходимой физической нагрузкой. Правила хорошего сна: - взрослый человек должен спать 6-8 часов в сутки; - ложиться спать нужно до полуночи, так как именно это время наиболее благоприятное для сна; - перед сном нужно проветрить помещение; - кровать не должна быть слишком мягкой или слишком твердой; - есть нужно минимум за 2 часа до сна, при необходимости перед сном можно сделать лёгкий перекус, например, выпить стакан кефира; - если возможны трудности с засыпанием, перед сном очень хорошо принять расслабляющую теплую ванну или пройтись погулять; - во избежание неприятных снов не смотрите перед сном фильмов, не читайте перед сном детективы; - если трудно заснуть – рекомендуется выпить настой мяты или мелиссы. Соблюдение правил личной гигиены и здоровый образ жизни взаимосвязаны. Препятствуйте размножению бактерий в полости рта - два раза в день чистите зубы. Вечером смывайте с тела отмершие частички кожи и пыль. Содержите в чистоте одежду и обувь. Режим дня - это чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни. Распишите себе собственный режим дня, рациональный и подходящий для вас. При систематическом закаливании вы оздоравливаете свой организм. Девиз, которым стоит руководствоваться при закаливании: "От простого к сложному". Основные правила при закаливании: - проводить процедуры нужно систематически; - дозировку процедур следует увеличивать постепенно и последовательно; - применяйте контрастные процедуры; - основными средствами закаливания являются солнце вода и солнечные лучи; - закаливание детей следует производить с первых дней жизни. Умейте управлять своими эмоциями и бороться со стрессом Подход большинства людей к жизни: обстоятельства управляют мной, но это не здоровый образ жизни. Усвойте для себя следующие: события, которые с нами происходят, следствия наших реакций на другие события. Вас не должна расстраивать плохая погода, отсутствие денег, предательство друга или увольнение - смотрите на все с позитивной точки зрения. Отрицательные эмоции - ведут к болезням. Ведите здоровый образ жизни и будите здоровы!

Использованные сайты: http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/M/ORGZDRAV/Orgproga/org_proga_1.html http://webmed.irkutsk.ru/doc/pdf/prevent.pdf http://citoinform.com/?c=153&a=1141 http://eshzdorovo.ru/racionalnoe-pitanie.html http://www.cardio.vitebsk.by/index.p....emid=32 http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/10.html

zdorovbudu.ucoz.net


Смотрите также